Инфляция родная и чужая (ч.2)  32

Мировой кризис

28.11.2021 10:30

Станислав Безгин

15237  9.8 (41)  

Инфляция родная и чужая (ч.2)

фото: i.ytimg.com

В статье Инфляция родная и чужая (Ч.1), я объяснял основные концепции касающиеся инфляции и влияние эмиссии и инфляции на американскую экономику. Повторю:

  • Инфляция бывает своя, «родная» - инициированная действиями «своего» правительства и Центробанка. Например, эмиссия денег для частичного покрытия дефицита государственного бюджета. Это налог на плохо работающий капитал, направляемый на покрытие общественно необходимых (в теории) расходов.
  • Инфляция бывает «чужая», импортированная – инициированная действиями «чужого» правительства и ФРС. И цель ее - покрытие дефицита бюджета иной страны. Одна из форм колониального налога, направляемого на обеспечение завышенного уровня жизни в странах Запада, за счет, соответственно, заниженного уровня жизни в энгергопрофицитных странах.

Собственно, именно это и является фундаментальным, наиболее критически важным фактором в понимании природы инфляции. Инфляция это не целостное явление. Инфляция не может быть хорошей. Инфляция не может быть плохой. Есть две абсолютно разные части инфляции, две разные инфляции.

Одна часть - «своя», «родная» инфляция – это полезный, удобный и необходимый инструмент для управления экономикой и  пополнения [своего] государственного бюджета.

Другая часть - «чужая» инфляция – это тоже удобный инструмент, но это инструмент врагов. Это потери, выплаты колониального налога, происходящие за счет падения уровня жизни населения страны и в первую очередь наименее защищенных слоев.

Очевидно, что абстрактное «хорошее» правительство должно адекватно пользоваться своей инфляцией и максимально блокировать попадание чужой инфляции в нашу экономическую систему.

Давайте посмотрим каким путями попадает чужая инфляция в нашу систему:

Инфляция спроса:

  • поступление спекулятивных денег на финансовые рынки;
  • поступление сверх справедливых доходов от продажи энергоресурсов и товаров;

Инфляция предложения:

  • вывоз энергоресурсов и сырья из страны и, связанное с этим, «выравнивание» внутренних и мировых цен;
  • рост цены покупаемых импортных потребительских товаров и услуг;

Список, как видите, небольшой, и, глядя на него, становятся очевидными те меры, которые должно было бы принимать правительство.

Прежде всего, должно быть полностью блокировано поступление спекулятивных денег на российский фондовый и долговой рынок. Причем это необходимо сделать даже вне всякой связи с инфляцией. Когда спекулятивные деньги (кэрри трейд) заходят в страну, они увеличивают инфляцию (спроса), искусственно завышают курс национальной валюты и тем самым вредят экономике. Но хуже, когда они, при малейшем намеке на кризис, начинают бегство из страны. При этом происходит обвал курса рубля и рост инфляции со стороны предложения. Вся эта нестабильность не дает стране ни малейшей пользы, но дает достаточно много вреда. В ситуации, когда страна является профицитной в части капиталов, необходимость в спекулятивных западных капиталах крайне сомнительна. Кстати, сейчас, на фоне инициированной на западе истерики о том, что Россия намерена скоро вернуть свои юго-западные территории, мы наблюдаем очередной цикл бегства спекулятивных капиталов и серьезной просадки курса рубля.

Блокировка спекулятивных денег должна осуществляться за счет транзакционного налогообложения движения капиталов. Величина налога должна варьироваться от 30 % до 0% в зависимости от срока пребывания денег в экономической системе России. Это позволило бы привлекать долгосрочные инвестиции (и связанные с этим технологии), но максимально блокировать опасные краткосрочные «набеги» спекулянтов на нашу территорию.

Второй вопрос — это поступление доходов от роста цен на наши энергоресурсы. Разумеется, государство должно регулировать поступление этих средств в страну, но не отрезая «лишнее» богатство на границе и с похоронами этих средств в фонде [чужого] национального благосостояния. А с помощью гибких высоких и очень высоких вывозных пошлин выполнять несколько задач:

  • сокращать физические объемы вывоза энергоресурсов и сырья низкого передела. (тем самым еще более увеличивая справедливость мировых цен);
  • сокращать при этом профицит торгового баланса;
  • защищать внутренние цены на энергоресурсы от резкого роста;
  • пополнять государственный бюджет.

Эти средства - потенциальная энергия, которая может и должна поступить в страну. Национальное благосостояние страны не может быть на чужих счетах, в чужих валютах, в чужих юрисдикциях. Как показывает практика, при необходимости, хваленные западные суды и правительства легко меняют правила, как и положено джентльменам. Даже если гиперинфляция не превратит западные валюты в пыль, наши западные друзья всегда готовы убить очередного навального, чтобы под этим предлогом «временно заморозить активы преступного режима России». Именно так будет формулироваться очередной способ ограбления России.

Куда же должны направляться эти средства?

В инфраструктуру, в развитие промышленности и сельского хозяйства, в развитие глубокого передела сырья.

Причем не обязательно для этого создавать госкорпорации и уж точно нельзя ставить их под управление Чубайса. Впрочем, в последние годы в России есть и примеры вполне успешных госкорпораций. Правительство, имея профицит средств, обязано использовать такие механизмы, как предоставление налоговых каникул и беспроцентных налоговых кредитов для промышленных предприятий. Выдача льготных кредитов лизинговым компаниям. Компенсация части банковских процентов по инвестиционным кредитам.

Но одно из главных направлений все-таки должно быть развитие инфраструктуры. Этот тот вопрос, который кроме государства делать никто не будет. И это не должно быть строительство очередных потоков, уходящих из страны. Если строится «поток» энергоресурсов, то значит он должен идти до российского промышленного центра, в котором этот поток должен превращаться в российские товары. Которые на следующем этапе должны/могут уходить из страны. В стране существуют десятки «прибыльных» проектов инфраструктуры улучшающие условия работы промышленности и  сотни проектов «убыточных» проектов инфраструктуры улучшающих качество и уровень жизни населения.

Тут важно понимать, что нельзя просто черпать «деньги», получаемые за нефть и кидать их в строительство дорог. Деньги — это не энергия, деньги сами по себе ничего не создают. В строительство дорог, также как и в иные проекты развития, должны направляться ресурсы. И если внутри страны ресурсов не хватает или они максимально задействованы, значить государство (и/или частные компании) часть средств (получаемых от нефти) должны на границе конвертировать в ресурсы, получаемые из-за рубежа. Это могут быть необходимые машины, металлопрокат, трудовые ресурсы, технологии и прочее. Именно в таком варианте страна получает необходимое строительство с минимальным ростом [чужой] импортированной инфляции. Да, это может быть не особо эффективно; да, часть средств разворуют; но это, в любом случае, на порядок эффективней, чем хоронить деньги в фонде [чужого] национального благосостояния.

Переходим к инфляции предложения…


Очевидно, что высокие мировые цены стимулируют вывоз ресурсов из страны. При этом американцы, которые печатают необеспеченные «деньги», способны платить любую цену. Как говорил известный финансист начала двадцатого века: «Слушай, возьми всё, я себе еще нарисую». При любой цене реальная стоимость ресурсов для них равна нулю. В этой ситуации наши корпорации начинают действовать по принципу «недоедим, но вывезем», обеспечивая на внутреннем рынке дефицит и резкий рост цен.

Именно этот механизм обеспечивает основное (и наиболее опасное) поступление «чужой» инфляции в нашу экономическую систему. Именно этот механизм, в совокупности со стремлением либеральных экономистов ограничить поступление средств в страну, гарантирует падение реального уровня жизни в нашей стране, и поддержание завышенного уровня жизни на Западе. Именно так каждый из нас выполняет свой общечеловеческий долг - «голодай (или ужмись в чем-то другом), но дай пожрать, бухнуть и ширнуться американскому негру».

В общем-то понятен и способ защиты экономики от этого вида импорта инфляции. Отправка адептов свободного рынка в п. Чегдомын (без права переписки) и жесткое государственное регулирование рынка энергоресурсов и внешней торговли.

Один необходимый способ я указал выше – это гибкое поднятие вывозных пошлин и акцизов по мере роста мировых цен и профицита торгового баланса. Также необходимо, квотирование вывоза энергоресурсов, удобрений и продовольствия. (Это, кстати, частично делается, так как даже наши чиновники понимают, что нельзя давать такие сильные козыри холодильнику в его войне против телевизора.) Обязательно гибкое снижение акцизов и налогов при внутренней продаже топлива, энергии и ресурсов. Причем выпадающие налоги должны компенсироваться за счет вывозных пошлин на эти же группы товаров, а не очередным ростом налогов на малый бизнес и промышленность.

Из всех выше и ниже перечисленных методов защиты от чужой инфляции, именно защита своего рынка энергоресурсов является критически важным. Если страна не имеет своих энергоресурсов, то даже правильно применяя остальные методы, она неспособна защитится от импорта чужой инфляции, так как в отличие от поступления айфонов, поступление в страну энергии нельзя перекрыть директивно. Таким странам, как Турция, Молдавия, б/Украина, Сербия остаётся надеяться только на то что Россия продаст им газ дешево. Ведь в отличие от стран Запада они не имеют возможности печатать необеспеченные «резервные» валюты, чтобы на них «купить» газ  у России.

Ну и последний поток поступления чужой инфляции – это поставки потребительских товаров и услуг из-за рубежа.

Очевидно, что государство должно максимально сокращать поступление таких товаров, для того чтобы минимизировать их влияние на внутреннюю инфляцию. В том числе за счет прямого запрета, как сейчас делается с перелетами под предлогом борьбы с ковидом, санитарных и иных директивных запретов. Рост ввозных пошлин и акцизов для защиты внутреннего производства.  Вместе с тем, нельзя просто запрещать ввоз продукции; целью должно быть импортозамещение и поэтому нужно снижать налоги на промышленность и проводить государственные программы по стимулированию российского производства и локализации сборки.

Все вышеперечисленные методы могут оказывать только временный эффект на инфляцию. Даже при жестком регулировании экономика России является частью глобальной экономики, и импортная инфляция так или иначе будет проникать в нашу систему. Да… это тоже нужно учитывать. И государство, ЦБ, должны компенсировать поступление чужой инфляции ростом своей инфляции. Не нужно бояться инфляции как некое абстрактное зло. Своя инфляция, своя эмиссия – это инструмент, который, в том числе, можно и нужно применять для защиты наиболее уязвимых слоев населения от чужой инфляции. Если мы не можем полностью предотвратить рост тарифов, цены топлива, ресурсов, продуктов – значит государство должно его компенсировать своевременной индексацией пенсий, зарплат бюджетников и прочих социальных выплат.

Сказав кратко о том, что государство должно было бы делать, нужно сказать и о том, что государство ни в коем случае не должно делать…

И прежде всего правительство не должно искусственно занижать «свою» инфляцию, для того чтобы компенсировать импорт чужой инфляции и тем самым снизить инфляцию в целом.

Максимально опасны:

  • Резкое снижение ликвидности российского рынка, которое происходит при секвестировании и задержках выплат из бюджета государства и бюджета крупных государственных корпораций;
  • Действия по подъему ставки ЦБ с тем чтобы снизить экономическую активность, сделать дорогими кредиты, уменьшить оборот средств;
  • Все действия, направленные на формальное снижение инфляции за счет снижения экономической активности, являются контрпродуктивными.

Давайте сделаем вывод:

Либеральные экономисты и финансисты не могут или не хотят понять природу и сущность инфляции. Они относятся к этому как абстрактному злу, и целью своей видят формальное, статистическое занижение показателя инфляции. При этом основным механизмом они видят искусственное сокращение оборота денег в российской экономике. Политика правительства непоследовательна, противоречива и крайне неэффективна. Зачастую принимаемые меры не просто неэффективны, но и крайне опасны для экономики.

Как следствие, Россия (население России) выступает спонсором западного банкета и при низких и при высоких и при средних ценах на нефть. Сейчас это происходит за счет резкого роста внутренней (импортированной) инфляции, при одновременной стерилизации поступающих в страну доходов.

На самом деле краткий (а он обязан быть кратким) период высокой мировой инфляции и справедливой цены на энергоресурсы – это время возможностей для нашей страны. Время, когда страна могла бы используя поступающую энергию, не только не допустить снижения уровня жизни населения, но и обеспечить рывок в развитии промышленности и инфраструктуры.

При этом политика государства должна быть комплексной, одновременно воздействовать на все потоки поступления чужой инфляции, максимально их блокируя, и, вместе с тем, за счет умеренного роста своей инфляции, компенсируя и выравнивая рост реальных доходов населения и ускоряя рост собственной промышленности.

У правительства и ЦБ не должно быть цели по управлению размером инфляции, и тем более не должно быть цели по ее искусственному снижению. Величина инфляции не имеет особого значения в диапазоне от 5% до 20%. Целью должно быть блокировка импорта инфляции, рост промышленности и умеренный рост реальных (индексированных) доходов населения.

В целом, никакого оптимизма у меня, разумеется, нет; и я адекватно понимаю, что никто не собирается проводить разумную политику в отношении инфляции. В этой части остается надеяться только на известный закон природы:

«Если пациент действительно хочет жить, то медицина бессильна».

Будем надеяться, что стремление нашей страны к жизни, окажется сильнее способностей наших либеральных чиновников к убийству ее экономики.

p.s. Хотя может я и несправедлив… Может быть наши чиновники и не стремятся убить экономику (во всяком случае, осознанно), может даже стараются ее развивать (уж как получается). Просто приоритет задачи по отбору и безвозмездной передаче на запад наших ресурсов стоит для них на порядки выше чем задача роста благосостояния населения России.

Мой твиттер: StanislavBezgin


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью